"Мемуары о..." или "Жизнь или что-то около того"

"Большой поход" 2011

The летопись похода

«Архыз-Дамхурц» 16-25 июля 2011 года

Июль. Жара. Архыз нас манит
"большой поход" уж на носу
Пусть ожиданья не обманит,
А трудности уж как-нибудь перенесу!
И подготовка - на износ,
И ожиданье - испытанье!
И неизвестность мне щекочет нос!
И предвкушенье радости скитанья!

Я так еще от дома далеко не уходил...
Лишь с рюкзаком, палаткой и друзьями.
И верю в то что хватит сил!
Вернуться с впечатлений багажами!
Мне это вновь, мне это в первый раз.
Иду в поход на много километров.
На много дней, а не один иль два.
В природы лоно, девственное место.

Похоже это уже входит в привычку - строить одни маршруты, а ходить по другим (и маркотх здесь не причем :))

День -8

В тот замечательный пятничный вечер, после работы, я и Андрей отправились искать овощесушилку, а также прикупить то, что попадется на глаза из заведомо необходимого. Сушилку мы прикупили - СУХОВЕЙ 2, замечательная сушилка! После ее приобретения Андрей превратился в овощесушильщика - поставил сушилку на балконе, загрузил - и на работу!

День -6
Закупка второй партии продуктов

Получилось около 100 кг... багажник приуса забили пакеты, коробки... А еще я переживал за упаковку газа - 8 600-граммовых баллонов как-никак в багажнике машины на парковка под июльским солнцем...

С часу до шести дня я с Андреем катался по Ашану, перед Ашаном была поездка на кооперативный рынок за зип-пакетами и чаем. В качестве черного чая взяли 400 грамм «Черного олигарха»
При разгрузке родилась фраза "НА БЕЗАРХЫЗЬЕ И ХЕБЦЫ КРЕКЕР" вызванная заменой крекера хлебцами.

Сгрудив все продукты у Андрея на кухне, решили через пару дней собраться чтоб разложить все продукты по приемам пищи, раскидать вес…

День -4
Расфасовка

Собрались у Андрея в 8 вечера чтобы начать фасовать продукты по приемам пищи… Поскольку дело было масштабное – 11 суток, то решили собраться толпой побольше, к тому же Настя должна была окрасить Юлю. Естественно что начали бесится-веселится и к делу приступили лишь с уходом женской части нашей компании к Саше… около половины 11-го. Поскольку Валера предлагал перевакуумировать некоторые продукты, исполнял роль медика в предстоящем походе, а также за соответствующий вид:

Решили наречь его "Великий вакууматор Ганибал ВалЛектор, доктор".

Меню формировал Андрей, поэтому он диктовал продукты, веса и какой это прием пищи. Валера взвешивал, отмерял, отрезал. Моя же участь была записывать все содержимое приема пищи, складывать в сумку приема и маркировать номер приема на сумке, чтобы в походе не открывая сумку, можно было понять, какая сумка нужна:

Все это происходило так: Андрей кричит сухое молоко – 200, рис – 300… Великий вакууматор Ганибал ВалЛектор, доктор взвешивает рис, мы пересыпаем его в зип-пакет, я подписываю и складываю в сумку приема… И вот уже в начале второго часа ночи мне захотелось выпить кофе – а то глаза закрываются и я говорю: «Андрей, а может по кофе?» Андрей на автомате кричит: Валера кофе 30, сахар 50!

Завершив 7-й день мы решили расходиться спать, ибо утром уже на работу, а на часах 2:46 по полуночи…

День -3
Расфасовка. Продолжение.

В этот вечер мы собрались в 7 вечера опять у Андрея с Юлей.
Его еще не было поскольку он поехал искать кружку, а мы с Юлей начали взвешивать уже упакованные пакеты с едой.
Когда же пришел Андрей и мы дождались Валеру, то продолжили фасовать оставшиеся 4 дня рациона. Закончив это занятие в половину первого ночи, мы с удивлением обнаружили еще почти полную коробку продуктов, оставшихся после раскладки. Причиной тому был здравый смысл - мы раскладывали порции не по количеству указанному в меню составленному Андреем, а согласно тому, как мы обычно питаемся в походе.
После, я занялся распределением веса общего снаряжения и продуктов. Сложность задачи еще виделась в том, чтоб разгружать людей от еды "по кругу" и меньше переупаковывать рюкзаки. Получилось что девочки несут по 10.45 кг на рюкзак, а мальчики по 15.5. Переупаковка рюкзаков по весам назначена на день 5-6.
Когда же распределили вес, Андрей принес большие черные мешки и мы раскидали по людям их комплекты. Сбросив себе на телефон список разгрузки и маршрут до Архыза я, в этот раз, рано отправился спать - на часах было 1:32... Ведь сегодня предстоял предпоследний перед отпуском рабочий день.

День -1
или ночь перед выездом

Поскольку надо было забрать пропуска в заповедник и погранзону, то Андрей, Валера и Юля отправились в Черкесск на день раньше. В этот же день прилетала наша московская участница – фотограф похода Маша. По изначальному плану я должен был ее встретить в аэропорту, но Сурен решил сделать это вместо меня. Благодаря чему я смог сходить и распечатать заявления на погран. пропуск, в ближайший компьютерный клуб. Т.к. Андрей забыл оригинал дома. Итак, 22:30 я печатаю заявление, а Сурен везет ко мне Машу. Около полуночи мы втроем я, Сурен и Маша начинаем собирать Машин рюкзак. А после, проводив Сурена, еще пару часов сидим на лавочке на улице и тихо болтали, наслаждаясь безмятежностью июльской ночи.

Самое время рассказать об участниках похода:
Андрей – вдохновитель и организатор, повар и руководитель похода
Валера – мегапозитивный экспанк, вегетарианец, повар мясных блюд, медик похода
Дима – проходимец, покоритель и практически бульдозер, навигатор похода
Леша – лентяй, аварийный сусанин, штатный летописец похода
Маша – любительница природы и журналист-профессионал, фотограф похода
Настя – позитивная девчонка
Юля – вдохновитель вдохновителя, завснар похода

День 1
Утро в Лабинске

Продремав почти весь путь от Краснодара до Лабинска, мы оказались в сем населенном пункте и попытались купить билеты на следующий по маршруту автобус...
однако в кассе на ждал сюрприз! Мы, как люди напрочь испорченные цивилизацией, услышали простую фразу и не смогли понять что она в целом значит: "он коммерческий". Я принял в значении «он заказан» и переговорив с Димой попытал счастье уехать на следующем идущем до Зеленчукской… как оказалось он отправляется через полтора часа. Но мне не продали билеты и на него! О Россия! Но какова отговорка! "зачем, может вы на том уедете, а потом прибежите обратно сдавать? Я же сказала он коммерческий!" Как выяснилось коммерческий - это автобус, не принадлежащий вокзалу, а просто частник, решивший сгонять на своем автобусе...
Доехав-таки до Зеленчукской, по дороге пару раз закипев, всю дорогу воняя гарью, да еще обжигая ноги об горячую пластину проходящую по всему борту автобуса, как раз на уровне ног пассажиров. А на посту ДПС со мной произошла такая оказия:
Поскольку эту ночь я не спал, а предыдущие 3 примерно так 3-5-6, то естественным желанием было использовать время в пути для сна, благо ехать 3.5+3.5 часа.
Так вот спал я себе, не подозревая про пост ДПС, а поскольку водитель подбирал попутных, то остановки на погрузку-рагрузку были делом обычным. Вот сплю я себе и будит меня такой легкий толчок. А сплю я, надо сказать, развалившись на 2х сиденьях по диагонали, головой к выходу. Приоткрываю один глаз и смотрю наверх - кто толкнул? Вижу парня в белой рубашке и фуражке на голове... А фуражка с красным околышем - мент. "О, мента подобрали, тоже куда-то на автобусе едет" - подумал я и лег спать дальше. Оказалось - это проверка документов, и этот мент меня через пару минут попросил предъявить паспорт. На что я ответил ему что паспорт в рюкзаке, а тот в багаже. Но мент был настойчив и мне пришлось просить водителя открыть багажное отделение с другой стороны, поскольку мой рюкзак был нижним, да еще пропихнут максимально глубоко! На что водитель согласился, бросив "постарайся, но вряд ли получится" и верно - дабы дотянуться до моего рюкзака нужно было перелезть через запасное колесо, а оно у Икаруса большо-о-ое. И даже с этим заданием я справился удачно - документ был достан и предоставлен!
Так вот, доехав, мы стали искать на чем уехать в Архыз - Андрей предупредил, что такси им вчера обошлось в 500 рублей и за большее соглашаться не надо. Выгрузив рюкзаки, мы договорились с одним из таксистов за 500рублей вчетвером. Однако бойкая зазывала нас позвала ехать на маршрутке. По 70 р с носа + 2 места - наши рюкзаки. Дима воспротивился таким ценам и заявил что нам выгоднее ехать на такси за 500 рублей, чем по таким тарифам. На что нам тут же ответили что такси не 500 а 600 стоит. Вот когда они узнали что мы уже договорились за 500, вот тогда и началось "да как он смеет?" "мы его просто отсюда не выпустим!"... Настено замечание, что мы мол потребители услуги и имеем право выбора погасило спор. И нас согласились отвезти за 500; а между тем простая арифметика показывает что нам предлагали ехать за 420...

В газели ехало еще 4-ро туристов, один из них был в футболки "велокавказа" и я нашел с ним общий язык поскольку видел одного чела в прошлом сентябре на эндуре из этого клуба. в процессе разговора выяснилось что он админ данного интернет-ресурса. Дальнейший разговор перетек в русло ИТ...
В наш разговор, видимо не понимая наших слов "скюэль","логи", "патч-корд", "провайдер" и т.д., регулярно вмешивалась бабулька, что сидела справа, вопрошая не черкесы мы ли... Добравшись до Архыза, мы высадились возле дома главного МЧСника. Наши попутчики из велокавказа решили поступить также. Выгрузившись и попрощавщись наша компания стала жаждать воссоединения.
Дима, а следом и я отправились в ближайший магазин (5-6 метров) за батарейками. Выйдя мы увидели Андрея уже ожидавшего нас.
Так мы отправились к Юле с Валерой... Пройдя метров сто мы встретили их у еще одного магазина, и пока решали вопрос кто какие хычины будет я услышал сзади: "а вы не далеко ушли!". Обернувшись я увидел моего недавнего знакомца. Проговорив еще немного он пригласил меня зарегистрироваться на сайте велокавказа и найти его там он там известен как shoo, я пообещал сделать это, а потом представился - merge.
- Как?
- merge, команда "merge"
- хм, merge, интересно...
И пожелав друг другу удачи, мы расстались.

По дороге Валера нам рассказал что пропусков нет, и гарантий что они будут в понедельник, тоже нет. Что сейчас они стоят лагерем на даче то ли родственника, то ли знакомого главного МЧСника. И о том, что погода дождливая - дождь идет после обеда каждый день.

Во время обеда перед нами стоял вопрос "Как быть?" идти ли по маршруту, несмотря на пагранцов, с большой вероятностью оказаться в КПЗ на 5 суток, полазить ли по местности вокруг Архыза радиалками...

Естественно что в тот вечер мы никуда не выдвинулись, а обсуждая все за и против, решили выдвинуться завтра, а там, день на пятый, - принять решение.
Вечером, как нам и обещали - пошел дождь...
Наоравшись с Андреем песен Агаты Кристи мы разбрелись спать планируя встать часов в 6 утра.

День 2
Первый день непосредственно похода

Утро второго дня началось примерно так:
Валера: подъем?
Я: побьем!
И дальше лег спать.

А через полтора часа мы все же встали.
Завтрак, было принято решение, не варить, а взять из него только чай и печенье. Во втором дне у нас на завтрак оказался кисель!
Выход у нас таки получился лишь в 9:25 - пока сняли лагерь, пока сварили кисель, пока его выпили, пока Андрей с Валерой сходили к Тахтару (МЧСник) узнать про погоду... Про погоду узнали следующее: "сильный дождь может будет, а может и не будет - это же горы".
По выходу из поселка на перевал Баритовый нам несколько раз приходилось переходить ручей. Вялотекущий по относительно пологой местности, шириной не более 3 метров, да еще с выступающими из воды камнями, он не представлял собой особого препятствия, но все же таил одну не очевидную трудность - сандалии Андрея закрываются на липучки, которые перестают держать при намокании. Сначала Андрей просто часто их закрывал, потом сказал что он так дальше не может. Ему предложили зашить липучки, я же предложил заклеить их лейкопластырем - ведь у Валеры же он есть в аптечке, правда?
После того как сандалии были заклеены наш темп слегка ускорился но не значительно. Шли мы примерно такой цепочкой: Дима, Маша, Настя, Юля, я, Валера, Андрей. После нескольких моих остановок группы - ждали Андрея, я перешел перед Валерой - он замыкал. А перед собой пустил Андрея.
Очередной раз латаем тапок Андрея. Закончили.
-ну что пойдем?
-А где остальные? Ушли?
-наверное ушли, Шест стоять не может!

Проходя немного сложный участок тропы по косогору мы наткнулись на 10 метров тропы, где Дима и Маша прошли, но для Насти это оказалось сложным. Поэтому было принято решение вешать перила, и перетаскивать рюкзаки челноками, а людей пускать без рюкзаков.

12:27 ставим перила
43=35=3.7сш
41=16=41.2вд

Дима привязал веревку к сосенке, а поскольку с нашей стороны привязать веревку было некуда - кругом трава пришлось ее держать руками иногда мне помогал Валера. Первой пошла Настя, затем мой рюкзак. Мой рюкзак представляет собой соединение двух: основного и рюкзака для веревки. Из-за того что у меня всего 60+10 основной рюкзак, то я активно использую внешнюю подвеску. Итак, на основном рюкзаке висело: палатка, пенка, рюкзак с веревкой в котором лежали ботинки а в карманах его лежали бутылки - одна с водой, другая со спиртом. Бутылку с водой мы предусмотрительно вынули ... А зря не спирт! Пропажу спирта мы обнаружили уже по окончании переправы... Но вернемся по порядку после Насти пошла Юля вместе с рюкзаком. Затем Андрей; страховать его мне помогал Валера. Срыв был засчитан! Валера перешел с рюкзаком. А вот мне пришлось идти с рюкзаком Андрея.

Идя последним я решил использовать жумар, поскольку с моей стороны перила крепить не к чему... Эх, веселое получилось путешествие... Меня повело, скомпенсировать не удалось, и я полетел вниз по маятнику. Собственно маятник и не дал мне, пристегнотому к веревке, улететь далеко. Так метра на 3 вниз. Выбираться на жумаре, скажу я вам - одно удовольствие!

Выбравшись на берег Баритового ручья попросил снять веревку, пока я отмою ноги, ибо глина с мелкими камнями мешала ходить.
Избавившись от глины в сандалиях я стал разворачивать мой рюкзак для веревки и обнаружил отсутствие спирта! по результатам краткого опроса пока еще присутствующих - Дима уже пошел вперед, Юля утверждала что бутылка лежала возле моих ног, когда я держал перила; остальные ничего не видели... в это время начал накрапывать дождик, который к слову сказать срывался еще во время переправы... мы надели дождевики, а потом я полез искать спирт. Уже без перил. Не нашел.Вернувшись снял дождевик, так как засияло солнце.

13:50 прохождение окончили, Настя решила выложить часть продуктов. Несмотря на наше с Андреем возмущение, Маша оставила возле ручья 2 приема пищи, а Юля собрала из них "самое вкусное".

Дальше шли по ручью к водопаду.

На выходе из ручья снова начал накрапывать дождик. Мы одели дождевики. И тут пошел град! далее нам пришлось идти под дожем с градом. Дойдя до водопада мы испытали восхищение: падение воды с высоты 10 метров да еще и во время сильного дождя смотрится очень впечатлительно. Выбросы камней размером с пару кирпичей, черная как смола вода, бурный поток...
Самое веселое оказалось - нам надо перейти этот поток! Моё предложение перейти в брод здесь же было отложено; а Маша пошла смотреть место для брода пониже. Она нашла место шириной в метра полтора. По нему я и пошел первым. Поток смывал, мощь била холодом и силой! за мной перешли и остальные - брод был глубиной по колено.
Пройдя тропой метров 50 дождь закончился.
Еще 100 метров вверх и мы нашли поляну. Там, довольные и счастливые, стали на ночь.

15:45 стоянка
43=35=4.5сш
41=16=42.2вд

С поляны открывался великолепнейший вид на главный кавказский хребет и поселок Архыз. Вот только поднимающийся да опускающийся туманы мешали насладиться красотой... А водопад осветлел с окончанием дождя, и стал хрустально-искрящимся в лучах солнца в промежутках между туманами… С поляны его видно не было, и мы с Димой имели возможность полюбоваться им во время похода за водой…
На поляне, снимая дождевик Андрей умудрился его порвать.

День 3

Утром немного распогодилось. главный кавказский хребет предстал пред нашими очами во всем утреннем великолепии, а текущий, без преувеличения, внизу туман напоминал море. Чьи белые воды перетекали в руслах-ущельях, заполняя впадины, затопляя равнины… И словно впитывался оседая все ниже и ниже…

Настя: а вегетарианцев кормят позавчерашней капустой!
Во сколько встали другие – не знаю. Я выполз из палатки, когда солнце пришло своими лучами к ее порогу – четверть девятого было на часах.
Сварив завтрак, съев его, группа уже собирала лагерь, когда Юля предложила всем намазаться солнцезащитным кремом. Все начали мазаться, а я, как не любитель всех этих «мазилок» отказался. В 11:34 наша группа отправилась далее. Тропа траверсом набирала высоту, вот мы уже на 50 метров выше места ночевки… идти было приятно: невысокая трава, почти не встречающиеся колючки, земля твердая, не камень! Единственное что на тот момент нас омрачало – отсутствие какой-либо тени. Солнышко припекало.

В этом походе я старался максимально применять свои новые знания по курсу НТП. Поэтому мы разбили путь на «ходки», однако пришлось их сократить – не сильно физически подготовленным людям, да еще и с рюкзаками в килограмм этак в 20 было тяжко идти даже по слегка поднимающейся тропе. В 11:50 мы нашли тень и решили сделать внеочередной привал, тем более вид красивый:

Однако на пути нам встретилось еще одно экзотическое препятствие - крапивно-борщевиковое поле метров на 20 в длину и ширину такую же. Тропа пролегала аккурат посреди поля. Высота крапивы достигала уровня подмышек – метра полтора… спасибо трекинговым палкам, за то что ими так удобно и безопасно раздвигать кусты!
12:16 второй привал.
Маша испачкала левую лопатку рубашки.
- вот встретится какой-то Карачай - засмеет!
- они по-русски не говорят
- ага, по-карачаевски засмеет, и весь Архыз будет смеяться: по горам ходила девочка с грязной лопаткой.
Около 14 часов встретили чабана на лошади, пообщались. Хороший такой мужичок. Дал на лошадке посидеть, а Юле на ослике покататься... Диалог Андрея с чабаном:
Андрей: а дождь будет?
Чабан: хочешь дождь? Будет тебе дождь! Часа в 3.
...Сидя в палатке под дождем часов в 16 мы поняли: "чабан сказал - чабан сделал!
А еще чабан сказал, что сейчас начинаются самые жаркие дни.

День 4

Весь день нас преследовала фраза "чабан выдыхай"

В связи с начинающейся простудой Насти и идущим дождиком решили остаться на дневку. Однако посмотрев как распогодилось, да и Насте стало получше вышли в полдень.
Утром все с нетерпение ждали когда же сварится кисель:

Секрет Настиного выздоровления оказался прост: Дима щедро намазал ее поясницу финалгоном (согревающее, но ключевое слово – щедро: ей даже пришлось переодеться когда собрали лагерь) На этот день у нас по плану был перевал Баритовый и спуск к Турьему озеру. Подъем предстоял не сильно большой – метров 700, но склон был достаточно крутоват и мы отдыхали каждые 20 метров высоты. Последние несколько десятков метров высоты пришлось подниматься по сыпухе – мелкой острой каменной крошке, норовящей засыпаться во все щели. Прохождение по сыпухе само по себе не сильно приято – нога скользит в осыпающихся камушках, а по косогору это до 10 см потери высоты на каждый шаг. В один момент Дима, шедший впереди, сказал что нужно заходить слева от скалы. Но я был уже справа, на уровне начинающейся скалы, и обходить ее означало спускаться на 3-4 метра вниз, хотя наверху вроде как ровный участок. Тогда я сказал Диме что я пойду наверх и встречу их там, Андрей шедший замыкающим пошел за мной. Поскольку меж мной и Андреем было метров 15-20, то я поднялся на выступ на несколько минут ранее, снял рюкзак и отдыхал. Уже когда мы пошли по сыпухе, заметили туман. Он нагонял нас быстро. Когда же Андрей поднялся, я пригласил его присесть рядом, а сам пошел посмотреть, где же остальная группа. Услышав их голоса внизу, метрах в 30-и от места где сидит Андрей, я спросил все ли в порядке и чего они там сидят, хотя собирались подниматься. В ответ мне донеслось что Дима ушел на разведку, сказав ждать там. Повернув назад за рюкзаком, я поскакал по камням, напевая про себя: «Что нам, горным львам?» в такт прыжкам. И тут я заметил что Андрей машет руками – зовет. Тут я немного ускорился не забывая про осторожность… когда же добежал выяснилось что мой рюкзак упал по сыпухе вниз! Как потом говорила Настя: «Смотрю, Лешин рюкзак летит, интересно Леша полетит следом?» Пришлось идти, забирать… палатка вылетела из бокового крепления, солнечная зарядка, прикрепленная на верхней части рюкзака, приземлилась точно на булыжник – один из немногих торчащих из мелкой крошки. Уже мысленно ожидая увидеть осколки стекла и солнечных батарей, переворачивая рюкзак увидел что одно гнездо панели солнечной батареи цело, а из второго торчат 2 провода – панель просто вырвало. Оглядевшись и мысленно попрощавшись с зарядкой я увидел лежащую в метре вниз от рюкзака, целую, НЕМНОГО ПОЦАРАПАНУЮ панель солнечных элементов! Это было чудо! Из остальных потерь: рюкзак слегка порезал нижний клапан, чехол палатки стал быстрее выпускать воздух, хотя дырок в нем так и не обнаружилось!

Позже нас таки догнал туман, и искать перевал пришлось в молоке с видимостью не более 150 метров.

Мы уже собрались топить снег да ставить чай, когда все еще бегавший на разведку Дима сказал, что нашел место для спуска. И мы пошли на ту сторону хребта. Спускаться приходилось по морене – камни, нагромоздившись друг на друга, тоже не бог весть какое приятное для прогулок с рюкзаком место. Особенно если это склон горы на высоте 3000 метров в тумане:
И вот первая травма – пусть и не значительная, но все же, Дима не устоял на спуске и сделал почти кувырок, приложившись скулой об другой камушек. Итог - ссадина и синяк на левой скуле.

В какой-то момент, когда туман рассеялся, Андрей закричал: «Сюда, я узнаю местность!» и мы двинулись за Андреем…

Пройдя морену мы провели рекогносцировку и выработали маршрут спуска. Начал накрапывать дождик, мы надели дождевики. И тут выяснилось что Андрей свой потерял… где-то на перевале или спуске с него…

Спустившись еще немного – метров 100 мы встали на поляне на стоянку лагерем; было 16:30, ибо накрывший туман исключал спуск по неизвестной тропе. Как выяснилось не зря: за туманом пришел хороший ливень! После ливня – часов в 7 вечера погода позволила полюбоваться Турьим озером и противоположным плечом хребта, с той стороны были красивейшие цирки… и перевал Турий, который по классификации был 1Б. И на который мы, не имея соответствующей подготовки, решили не идти!
К тому же, данная ночевка выгодно отличалась от всех предыдущих – мы перестали видеть поселок Архыз

День 5

Мы до сих пор не можем понять: зачем ставим будильник - снова его проигнорировали и спали еще час-два…

Перед выходом, после завтрака паял с Андреем солнечную зарядку, пострадавшую после падения рюкзака.
Выход в тот день устроили в 12:00.Спуск к Турьему озеру был весьма интересен - во-первых: тропы нет, и идти решили вдоль ручья, ибо с другой стороны, как сказал Андрей, идет жуткая морена. Во-вторых, путь вниз сверху полностью не просматривался и по пути несколько раз предлагалось вернуться к месту стоянки, чтоб спустится таки по морене. В-третьих, мы встретили группу идущую навстречу – от озера, группа была семейная Он, Она и ребенок 7 лет. А дальше начались приключения!

Проходя по сыпухе, Настя поскользнулась и ударила руку. Валера установил ушиб. Дальнейший спуск стал сложным, так как Настя не работает левой рукой и ее надо страховать. А спуск по ручью скользок и местами труднопроходим. Вот наши с Юлей занятия на скалодроме принесли плоды – мы довольно легко прошли по узкому карнизу над ручьем. Андрею понадобилась страховка, и он решил сходить на скалодром с нами после похода. Спустившись на 250 метров вдоль ручья, мы наткнулись на крутой каменный склон.
Пришлось пересекать ручей и по соседнему склону траверсом, через зеленку, спускаться к озеру Турье. Дима сопровождал Настю до более пологого спуска и нес ее рюкзак. А потом отправился за своим. А на лугу теред озером паслось коровье стадо. Как сказал Валера: «Бычок так посмотрел на меня, что одна лепешка здесь моя». Когда мы спустились непосредственно к коровам – они решили уступить нам место и отошли метров на 200. Тем временем мы перейдя поток вытекающий из Турьего озера (вода около +5-+7) вброд поставили лагерь. Дима подошел на полчаса позже. Мы решили стать на стоянку здесь. А завтра отправиться на озеро Агур, что лежит через плечо хребта.

Попивая чай и перекусывая вяленой говядиной под моросящим дождем и температуре воздуха около +15 мы поняли - и правда самые жаркие дни! После перекуса собрал 4.5 вольтную батарею из 3-х батареек для оживления солнечной батареи. Попутно отвалился один провод от солнечных элементов пришлось и его паять. Вы когда-нибудь видели как коровы бегают по склону? О, великолепно бегают! Один лишь «гав» пастушьей собаки и они несутся домой! Приходил пастух, пообщались – показывал пойманную форель. Андрей, недовольный нашей скоростью передвижения, во время готовки ужина выдает фразу: «Если кто будет спрашивать почему мы так медленно двигаемся, то надо отвечать что мы не туристы, а группа ученых-диетологов и мы занимаемся тестированием туристической еды в условиях низкогорья!». Ночью распогодилось: небо стало звездным, ярким.

День 6

Утром нас разбудил Андрей. Несмотря на вчерашнее звездное небо сегодня пасмурно, как и все предыдущие дни.
Андрей, а затем я искупались в турьем озере. Брр вода холодная. Даже немного замерз, пока купался
А Настя, как выяснилось, сидит на кетанове. Начинаю переживать за ее руку.
Позже распогодилось. Вышли в тот день в 11-30. Перед выходом впервые сделали полногрупповую фотографию:
Идти вниз было легко, к тому же, мы перепаковали рюкзаки, и я отдал один прием пищи Маше. По дороге горланили песни группы «Пятница». В 13-00 переправились вброд через турий ручей, не дойдя до кошары примерно с километр. А у меня с Юлей возникла идея купить свежего коровьего молочка. Идея так и осталась не осуществленной... У слияния Кяфара и Агура Андрей сказал что будем ставить лагерь здесь, а на следующий день начнем восхождение по ущелью Агура. Однако на часах было лишь начало третьего часа дня. И группа не устала идя постоянно вниз. Однако Андрей настаивал остаться мотивируя это тем что в ущелье нет нормального места для стоянки, а скоро начнется ежедневный дождь. Переговорив с Андреем мы убедили его рискнуть подняться до озера Агур, и если мы не сможем там встать, то под дождем вернуться обратно. Примерно на середине пути мы стали на стоянку в 17-00. Едва мы успели поставить лагерь, как пошел дождь.

День 7

Утро нас встретило ярким солнцем и почти безоблачным небом
Быстро выпив чаю да собравшись выдвинулись в 10-15.
На тропе попросил Андрея положить в мой верхний клапан телефон и переходник от солнечной зарядки. На первом привале я кинулся зарядить телефон и узнал что Андрей взял лишь телефон, а переходник видимо просто уронил. Мне с Валерой пришлось идти назад. (огромное спасибо Валере за поддержку) Пересмотрев половину того места где я просил Андрея мне-таки удалось найти переходник. Вернувшись, я узнал что перепад был в 100 метров. Отдышавшись и попив воды мы пошли дальше. Преодолев приличный подъем мы оказались на высоте 2719 и увидели маленькое озерцо. И прогуливающуюся троицу: Он, Она и Прохор - 3-х месячный котенок; они были из Краснодара прошли через перевал Федосеева.Спустившись еще на 19 метров мы дошли до озера Агур в 12-30.

На озере стали на стоянку с планом радиально преодолеть перевалы Агур и Мылгвал. А также вчера родилась идея оставить записку на перевале Федосеева от Валеры ибо его фамилия Федосеев. Пообедали завтраком.
Искупались в Агуре почти все - Настя с поврежденной рукой просто загорала. Вода приятная градусов 8. Почти весь день нас радовало солнце, выходить под его теплые лучи из холодной воды здорово. Попив чаю пошли фотографироваться и загорать на снежник.

Поиграли в снежки. В 17-00 все заволокло туманом.Андрей и Валера пошли знакомиться с соседями - парочкой стоящей немного выше.
Только они вернулись, около 17-30 как полил дождь, довольно сильный. Парень оказался из Ярославля, а девушка из Москвы. Посмотрев на сильный дождь улеглись спать впятером в моей палатке. Дождь кончился лишь в 20-20.

День 8

Он начался солнечным утром. Борща было много, посему решили пригласить соседей из Краснодара. Борщ для них был нонсенсом. Еще бы, высота 2700, на берегу озера сидит группа и уплетает за обе щеки борщ с мясом (для вегетарианцев мясо было отдельно - соевое).
Собрав лагерь мы выдвинулись часов в 10. Троица из Краснодара тоже собралась на озеро Кяфар. Но поскольку они еще не собирали лагерь, да и они на перевал Федосеева собирались заскочить, то решили идти по раздельности. Наш маршрут пролегал через первал Агур, перевал Мылгвал, далее вниз к озеру Кяфар. Самое сложное предстояло прейти перевал Агур, при этом не выйти на соседний перевал Федосеева. Преодолев почти весь подъем, мы стали окутаны туманом в 11-30. Видимость была не более 150 метров, а иногда падала до 50! Пока мы ходили на разведку туман не проходил, а еще начался дождь часов в 13. Дима пошел исследовать перевал Агур. Под дождем поставили мою и Андрея палатки. Собрались в моей, съели перекус. Посмотрели - дождь не собирается проходить, а на Кяфар хочется. Дождались Диму. Решили сгонять туда налегке. Андрей, Валера и Юля остались в палатке, а я, Дима, Настя и Маша, надев дождевики, отправились в путь. Дождь моросил до перевала. За Агуром нас встретило не солнце, но просто облачность. Подойдя к перевалу Агур, встретили группу туристов в человек 20. Они оказались из Украины, выяснилось, что они тоже не получили пропуска и поэтому идут на Кяфар. А дальше пока не знают, но в погранзону без пропусков не рискнут идти. Пошли вместе с ними. В пути нас преследовала фраза, повторяемая кем-то из украинцев: «Наились сало со сгущенкой теперь спа-а-ать охо-о-ота». Красота великолепная преследовала нас. Группа украинцев остановилась перед Мылгвалом – метров 200 не доходя до озера Провальное. Это озеро, в которое действительно лучше не проваливаться:

Согласно описания маршрута майской группы переходить Мылгвал стоит заходя слева от озера и проходя по снежнику над озером. Но учитывая риск сорваться в довольно прохладную воду Провального мы обошли озеро справа. Дальше часто приходилось идти по граду. Он лежал под ногами в каждой ямке, канавке, кустике травки.
Путь к Кяфару пролегает мимо довольно большого озера. Когда начали спуск увидели что проходить надо по снежнеку. Посему Настя отказалась идти дальше, ссылаясь на травму руки. И предложила подождать здесь. На спуске мы также заметили наших соседей, уже проходящих по тому снежнику.
Поднимающийся из долины кяфара туман нарушил наши планы на спуск. Мы решили возвращаться и почти весь обратный путь шли под дождем. До конца перевала Агур шел дождь. Путь туда-обратно занял 3 с небольшим часа. Вернувшись, перенесли мою палатку на "ровное" место. Снова начался дождь. Горячий гречневый суп поправил положение. ...а дождь продолжал лить.

День 9

Утро было солнечным, но явно прослеживалась тенденция к затуманиванию. Большенство было настроено против радиалки на Кяфар. Поэтому решили идти на Федосеева, а затем в Архыз. И чтоб не терять день пройти сразу. Ночью ветер сдул Димину или Валерину пенку вниз. Она почти долетела до озера Агур, когда ее заметили с окрестного холмика…
Выдвинулись часов в 11. В 11-30 уже были на перевале. Перед нами красовался главный кавказский хребет, а сзади был молочно белый туман.

Естественно мы устроили фотосессию.
Спуск с перевала Федосеева крут и вначале идет по осыпи, что казалось слегка страшно – поскользишь вниз и уцепиться будет не за что... Позже сыпуха перешла в породу и средней руки булыжники. В одном месте Андрею пришлось спускаться без рюкзака - настолько крут был спуск. Кстати туман к нам поднялся минут через 40 после начала спуска с перевала, а вместе с ним и дождь... Видимость колебалась от 20 до 15 метров. А вот когда спуск перешел из камня в грунт, все с теми же 40-60 градусами уклона... Спускаться стало значительно труднее! Временами кто-то из нас падал, скользил, выбивал камни. Один «булыжничек» размером с пару здоровых кулаков вылетел из-под Валеры и понесся по направлению меня с Машей. Нам повезло – он остановился, проскакав те 4 метра высоты, отделявшие нас от Валеры и уперся в камень больших размеров.
Чуть позже снова началась сыпуха. Группа радовалась как дети: «Ура!!! Сыпуха!!!». Несмотря на то, что идти по сыпухе гораздо тяжелее, чем по грунту или камням, но идти по МОКРОМУ, СКОЛЬЗКОМУ грунту постоянно падая, и боясь «лишь бы на пятой точке вниз не поехать» было значительно тяжелее как физически, так и морально. Сбросив почти 500 метров высоты спуск начал выполаживаться и перешел к 40-30 градусам. Однако там уже паслись кони. Их кучки были неравномерно раскиданы вдоль и поперек тропы. А также и по самой тропе.… Теперь к тем, кто не хотел падать (наша группа) пришла еще новая задача – не вступить, и уж тем более – не впасть в местами еще свежие кучки. Мокрая трава лишь добавляла азарта участникам похода. Примерно в две трети пути до дороги, когда вниз оставалось всего метров 200-300, мы встретили группу сочинцев, которые шли на 12 дней. Они захотели с нами сфотографироваться, когда узнали что мы уже 9 дней шатаемся по горам - типа группа «до» и группа «после». Поблуждав по тропинкам, пару раз,как я понимаю, свернув не туда, мы вышли на дорогу ведущую к Архызу. Перекусив карманным питанием, не поймав во время перекуса ни одной машины, отправились в Архыз пешком. До Архыза по дороге около 20 км. По пути мы сфотографировали акт вандализма – строительство в заказнике канатной дороги. Под фуникулер вырубаются деревья, срезается грунт. А все строительные отвалы просто ссыпают к речке. Последние 5 километров дороги всем давались нелегко! Придя на рынок около 20-30 первое что мы купили - это вода. Потому как около дороги чистой воды нам не попадалось. затем заказав хычины мы разместились в кафешке... Хычины и томатный сок - вот он эталон наслажденья! Также перед нами стоял вопрос: где ночевать. Предложение Андрея о съеме квартиры было встречено с одобрением. А местная торговка указала дом.
В доме оказывается предусмотрены домики-номера для групп. Заняв такой домик мы, немного посомневавшись (сначала нам предлагали по 500р. в час, потом за 500 – час и 20 минут; и на конец мы пользовались баней 2 часа за 500 рублей), согласились на баню. Перед баней мы сделали групповую фотографию в этом уютном домике.

О, как она нас поправила! После бани мы почувствовали себя людьми! К сожалению нам не удалось воспользоваться электрическим чайником, что стоял в домике. И потому, вместо горячего чая, мы напившись простой архызской водицы, что течет всегда из трубы врытой в землю, легли спать. Однако баня это не то мероприятие, после которого спиться. Она придает сил, снимает усталость... И кажется что можно сделать еще очень много! Выключив свет, мы стали кидаться подушками. Все кроме Маши - она спала. Мы сами себе напомнили детство, впали в него, и долго не хотели из него выпадать! У нас была Королевская ночь. На вопрос, а будем ли мазаться зубной пастой, от нашего медика последовал ответ: «За ее не имением буду мазать всех финалгоном!». Даже Настя кидалась подушкой, оберегая левую руку. А мне вспомнился один анекдот: два замка напротив и постоянно враждовали: то один выстрелит – в башне дыру сделает, то другой – часть стены развалит. И вот в один день из одного замка спрашивают: а почему вы не стреляете? Из другого отвечают: не можем – ядро у вас!

День 10
Возвращение.

На этот день у нас было запланировано разделение группы: Валера, Дима, Настя и я возвращались в Краснодар, а Андрей, Юля и Маша отправлялись на монастыри. Я жаждал тоже пойти на монастыри, да только растертые в процессе вчерашнего перехода ноги отказывались ходить. Даже баня с мягкой постелью не оказали сильно положительного эффекта. Автобус из Архыза уезжает дважды: в 6 и в 8 утра. Естественно на 6-и часовой мы не встали. Утром мы затарились вареньем из шишек – сувенир из похода, и сели в автобус до Зеленчукской. Пазик вез нас довольно комфортно – рюкзаки были сложены вместо 2-х сидений, заботливо убранных водителем. На полпути Андрей с Юлей и Машей вышли – дальше наши маршруты расходились. На вокзале мы купили билеты и стали ждать (оставалось около часа) автобус, который привезет нас прямо в Краснодар. В кафе при вокзале было не особо людно, да и столиков всего 3 или 4… Кофе, булочки, впечатления – за этим пролетел весь промежуток ожидания. Погрузившись в автобус мы ехали домой уже не с тем комфортом – развалиться на сиденьях не было возможности – автобус был забит, и чем ближе к Краснодару тем больше стоящих пассажиров у нас было. В пути мы обсуждали куда поехать на «новый год». Ибо еще вчера Андрей предложил встретить 20-12 в Архызе. Я же предлагал не доехать до Архыза, и встретить НГ в Мостовском районе, на горячих источниках. Однако здравый смысл – Андрей плохо переносит высокие температуры – уговорил меня на Архыз. И тут мы стали обсуждать кого приглашать с собой. По дороге водитель тормознул около кукурузного поля и нарвал кукурузы – такого наглого воровства я не встречал! Я понимаю если ты собираешь «второй» урожай – где-то просмотрели/сочли не пригодным, но так! Приближаясь к Краснодару нас все сильнее и сильнее обдувало теплым воздухом. Мы ехали из температуры +25 в температуру +40 в тени. Обливаясь потом и счастливые в 18 часов мы прибыли на автовокзал Краснодар1.

Малость заросший, грязный, и с рюкзаком за плечами я подходил к своему дому и мне на встречу шел сосед. После приветствий он добавил: «Посмотрел на тебя и мне вспомнился фильм 3+2». Добравшись домой я взвесил свой рюкзак – 21 КГ

Заключение.
Немного не медицинское, но о медицине в том числе.

Когда Настина рука, служившая ей верой и правдой по возвращении, даже когда она вышла на работу, и я пришел к ней стричься, перестала гнуться в кисти. Только тогда, 4-го августа, Настя отправилась в травмпункт! После взгляда на снимок травматолог заключил – перелом со смещением, 2 недели, сросся не правильно – надо ломать. Так Настя подружилась с гипсом. На 5 недель. Для остальных поход прошел без особых происшествий – Димин синяк и ссадина прошли через несколько дней, мои растертые ноги зажили дня за 3, я еще умудрился сгонять с Андреем и Юлей на море на выходные. Но это уже совсем другая история.

Конечно там другие уж не раз бывали,
А скоро уж любой достигнет этой высоты.
Но я скажу вам: все равно вы не видали
Такой вот бесподобной красоты!
Когда горит хребет огнями,
Когда вода сияет как хрусталь,
И облака туманом накрывают,
А взор безкрайнен в даль!